Товарищество собственников жилья — организационно-правовая форма юридического лица, когда все расходы оплачиваются средствами самих собственников — жильцов из личных источников, т. е. такое предприятие не может заниматься экономической деятельностью и извлекать прибыль, а предназначено для некоммерческих общественных функций. Поэтому правление ТСЖ взвешивает каждую расходную статью. Среди крупнейших из них — зарплата нанятых работников. Если без уборщицы, электрика и слесаря обойтись почти невозможно, то вопрос найма бухгалтера спорный. Нужен ли ТСЖ бухгалтер, каким он должен быть, какую ответственность нести, иметь права, какой договор заполняется им при приеме на работу?
Оглавление:
Обязанности
Несмотря на не экономическую направленность деятельности ТСЖ, оно обязано вести учет различных ценностей и средств на своем балансе. Такая необходимость вменена гражданским законодательством — в 291-ой статье Гражданского кодекса, а также 402-ым законом о бухгалтерском учете.
Учет доходов и расходов товарищества требует работника, который сможет его квалифицированно вести, — бухгалтера.
В ТСЖ, как говорилось, работают и другие лица — дворник, мастер чистоты, электрик, сантехник и т. д., каждому из них нужно оформлять трудовую документацию и выплачивать заработную плату с удержанием НДФЛ, а также перечислять страховые взносы во внебюджетную систему, вести документооборот с контрагентами и контролирующими органами исполнительной власти.
Поскольку бюджет ТСЖ ограничен, нанимаемый бухгалтер также отвечает за кадровую документацию — все операции с персоналом проходят через него, и аналитико-экономические мероприятия — составление прогнозов, планов, оценка эффективности выбранного пути организации, расчеты показателей деятельности и т. п.
Кто может занимать должность
Учитывая перечисленные задачи и функции бухгалтера и финансовые возможности ТСЖ, требования к этому работнику будут высокие — исполнение основной роли, а также экономиста и кадровика. Среди первых из них — профильное образование и опыт работы с бухгалтерским программным обеспечением, выполнение разносторонних служебных обязанностей. Оптимально, если кандидат в прошлом работал главным бухгалтером.
Требования
Итак, ключевые требования к бухгалтеру ТСЖ:
- опыт работы бухгалтером в сфере жилищно-коммунального хозяйства — не менее 3 лет;
- опыт работы главным бухгалтером — не менее 1 года;
- владение программой 1С 8.3 и ВДГБ;
- знание действующего законодательства, правовых основ, управления персоналом, трудовых норм;
- владение необходимой базой по делопроизводству;
- знание особенностей бухгалтерии ЖКХ, ТСЖ и управляющих компаний;
- пользование компьютером и оргтехникой на высоком уровне;
- знание программы Excel и ее аналогов;
- слежение за новостями в сфере бухгалтерии, налогов, финансов, судебной практики, банковского дела, международных бухгалтерских стандартов;
Кроме профессиональных требований, важны личностные качества — способность выполнять большие объемы работы и ориентироваться в различной документации — кадровой, бухгалтерской, деловой, налоговой, справляться с психологической и физической нагрузкой, выносливость и стрессоустойчивость, энергичность, дисциплинированность и организованность, математическое мышление, хорошая память, внимательность и другие характеристики, необходимые для столь ответственной должности.
Обязанности и права
В круг обязанностей счетовода многоквартирного дома входят:
- ведение бухгалтерского первичного учета — принятие и снятие различных активов и ценностей;
- учет движения денежных средств на счетах предприятия — поступление и выбытие;
- операции по начислению платежей по коммунальным услугам и другим:
- вода;
- газ;
- электроэнергия;
- телефонная связь;
- стоки;
- оплата квартиры;
- взносы в капитал ТСЖ;
- выпуск расчетных книжек для собственников;
- расчет и перечисление трудовых вознаграждений для сотрудников ТСЖ — как постоянных, так и переменных;
- слежение за приходами и расходами материальных активов на их соответствие сметным данным;
- расчет и операции по оплате услуг поставщиков, коммунальных служб;
- исчисление и уплата налогов, страховых взносов и иных платежей;
- подготовка, ведение и своевременное представление отчетности для фискальных, контрольных органов власти — единый расчет по взносам, 4-ФСС, РСВ-1, декларации по УСН или иному режиму, справок 2-НДФЛ, отчетов по ТСЖ, документации по НДС и т. д.;
- формирование документации для учредителей товарищества — отчетов о проделанной работе, расходах, балансе и др.;
- исполнение запросов жильцов, т. н. «текучка», — постановка на регистрационный учет, снятие, изменение учетных сведений, формирование коммунальных платежек, справок и т. д.;
- работа в качестве сотрудника отдела персонала — составление трудовых договоров, издание приказов о принятии или увольнении, формирование должностных инструкций, расчет отпускных, больничных, компенсаций и т. п., ведение табелей, трудовых книжей, других форм кадрового учета.
В большинстве ТСЖ внедрены электронные методы оплаты, поэтому в таком случае бухгалтеру также необходимо работать с учетными записями жильцов — регулярно вносить последние статусы оплаты платежей и долгов, разносить произведенные перечисления средств.
Права бухгалтера ТСЖ:
- проводить взыскание долгов жильцов установленными, правомерными методами;
- производить инвентаризацию материальных средств на предмет соответствие балансу ТСЖ в целях контроля;
- не допускать нецелесообразной, ущербной или незаконной траты денежных сумм ТСЖ и принадлежащих ей активов;
- ставить подпись и печать на документах организации, заверять их;
- проводить мониторинг законности управленческих и других решений правления ТСЖ;
- анализировать движение денежных средств;
- выступать представителем ТСЖ при взаимодействии с контрагентами;
- подавать запросы для направление на повышении квалификации, обучение, переподготовку.
Видно, что права и обязанности бухгалтера в ТСЖ аналогичны этим понятиям на любом ином предприятии — ведение документации, обеспечение правомерности деятельности, организованность поступления и бережность расходования ресурсов.
Ответственность
В отличие от обслуживающих сотрудников, которые отвечают по вверенному им для работы имуществу и качеству выполняемых действий, бухгалтер несет ответственность более высокой степени и широкого диапазона:
- невыполнение рабочих обязанностей или их выполнение несоответствующим образом;
- отказ от подчинения руководству;
- подчинение руководству в неправомерных деяниях;
- совершение незаконных действий и операций;
- причинение материального и финансового вреда товариществу — хищения, сокрытие информации, представление заведомо ложных данных, просрочка платежей, сроков исполнения банковских поручений и т. п.
Трудовой договор
Хотя бухгалтер после принятия на работу и будет заниматься кадровыми вопросами, в т.ч. заключением трудовых контрактов, составить договор с ним должно иное лицо.
Договор станет рамками для действий бухгалтера — ведь он имеет прямой доступ к финансам и ценностям жильцов. Для самого же сотрудника это гарантия получения всех установленных социальных и трудовых прав.
Для приема на работу издается приказ или распоряжение. Для увольнения бухгалтера обязательна проверка и сверка активов и пассивов, состояния документации и бухгалтерии в целом.
Элементы договора:
- основные положения — о дате, месте и других параметрах сделки, сторонах;
- обязанности и права работодателя и работника;
- период испытательного срока и условия приема в штат;
- трудовой режим;
- условия работы и оплата;
- предусмотренные социальные и трудовые права — компенсации, отпускные, больничные и пр.;
- ответственность сторон;
- заключение.
В конце указываются реквизиты сторон, их подписи, ставится печать ТСЖ.
Для изменения условий договора заключаются дополнительные соглашения с указанием отмененного пункта, или заменой пункта на новый, а также добавлением дополнительных норм.
Должностная инструкция
Из предыдущих разделов ясно, что бухгалтер выполняет различные и емкие задачи. Чтобы и бухгалтер, и руководитель в лице председателя ТСЖ не имели друг к другу претензий по вопросу обязанностей сотрудника и пределов работы, составляется должностная инструкция — подробный документ о функциях бухгалтера.
Инструкция издается руководителем и утверждается им после письменного ознакомления бухгалтера в расписке.
Состав инструкции:
- общая информация;
- требования к бухгалтеру и его обязанности и права;
- ответственность;
- заключение.
Если стороны пересмотрели положения документа, например, добавили новые обязанности, изменили нормы оплаты, или, напротив, уменьшили число задач и функций, обычно не формируется доп.соглашение, а составляется новая инструкция, подлежащая заверению руководством и регистрации номера и даты.
Особенности работы
С точки зрения бухгалтерии такими особенностями являются:
- средства организации — вклады жильцов;
- обычно специальный режим налогообложения — УСН;
- часть жильцов может отказаться от участия в ТСЖ, тогда с ними формируются обособленные договоры, а их взносы учитываются иначе;
Для соблюдения всех этих нюансов нужен опытный и квалифицированный работник.
Бухгалтер в ТСЖ нужен так же, как и рабочий персонал. Это должен быть универсальный работник, разбирающихся во всех законодательных сферах деятельности товарищества, честно ведущий предприятие и заботящийся о его стабильности.