Как вести бухгалтерский учет в ТСЖ. Пошаговая инструкция и проводки

тсжЖилищно-строительное товарищество является некоммерческой организацией, однако процессы ее деятельности предполагают оказание услуг собственникам имущества и не только, в результате налоговики и финансисты вопреки мнению экспертов и судей требуют выполнение бухгалтерских проводок, так как любая деятельность подлежит контролю.

Также необходимость в бухгалтерии появляется для возможности ознакомления с течением денежных протоков жильцам дома, которые по сути финансируют весь рабочий процесс ТСЖ.

Зачем нужно вести

Товарищество является одной из самых приемлемых форм правления и обслуживания здания после его сдачи в эксплуатацию. По мнению многих собственников, такая форма самая подходящая, так как правленческий состав создан из тех самых жильцов дома.

В данном случае организация является некоммерческой, однако, юридическим лицом, все это значит, что она налогоплательщик.

Такое положение дел требует наличия в штате компании бухгалтера, человека, который знает, что такое отчетность, сальдовка, проводки.

При помощи контроля бухгалтерией всех жизненных функций товарищества решается 3 основных задачи:

  • Сбор и обработка сведений о мероприятиях организации;
  • Соблюдение требования законодательства об учете хозяйственно-финансовых процессов;
  • Анализ финансового состояния дел.
Наличие бухгалтера еще обязательно и по той причине, что общество имеет прямой доступ к финансам всех собственников жилья.
Образец учетной политики ТСЖ при УСН  — скачать

Какими законами (кодексами, актами и т.п.) регламентируется

налоговый кодексВ ведении проводок по тратам и приходам предприятия применяется форма п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» утвержденная Приказом Минфина, согласно которой любого рода хозяйствование должно быть отображено надлежащим образом.

Согласно принятым нормам, деятельность ТСЖ рассматривается, как предоставление услуг с вытекающими отсюда итогами и ответственностью в виде отражения доходов в налоговой документации и использования счета 90 в бухгалтерии.

Данные действия регламентированы НК РФ в частности ст. 251 и ст. 249.

Письмо Минфина от 2011 года дает четкое разъяснение, какие именно платежи подпадают под налогообложения, а какие определяются как целевые.

В Письме ФНС 2011 года было четко изложено, что весь перечень доходов подлежащих налогообложению зависит от договорных обязательств общества.

Кроме этого вся работа предприятия регламентируется статьями ЖК РФ.

Учетная политика ТСЖ

Так как любые выполняемые предприятием операции должны иметь бухгалтерскую документацию, и учтены согласно требованиям Закона, это влечет за собой определенную ответственность:

  • Первое лицо, которое в ответе за учетную политику – это председатель, именно он обязан контролировать своевременную подготовку и сдачу документов в налоговую;
  • Второе лицо бухгалтер, который отвечает за четкость и правильность составления документации.

Также в его компетенцию входит формирование и подача на общее рассмотрение и одобрение плана учетной политики не позже 3 месяцев со дня формирования общества.

После этого вся отчетность будет формироваться согласно избранной политике, при этом коррекцию плана доступно выполнить только посредством внесения серьезных изменений в уставные документы товарищества.

Изменения нельзя выполнять, когда вздумается, а только в начале финансового года.

Особенности при УСН

Подготовка отчетности на упрощенной системе налогообложения имеет ряд особенностей, в рамках ТСЖ данные нюансы выглядят примерно следующим образом:

  • Оценка всех имеющихся активов и обязательств выполняется в обязательном порядке;
  • Формирование планов расчетов;
  • Инвентаризация имущества;
  • Мероприятия по формированию регистров и документов внутренней отчетности для предоставления их в дальнейшем на собрании собственников;
  • Соблюдения правил формирования отчетных документов;
  • Применение доступных вариантов обработки данных;
  • Совершение контроля над хозяйственными процессами.

Важно в ходе выполнения всех мероприятий помнить, что согласно ст.148 бухгалтерия является неотъемлемой частью жизнедеятельности товарищества.

Доходы ТСЖ при УСН

доходы ТСЖЕсли у предприятия бухгалтерский учет с определением «доходы», значит, по расходам оно не отчитывается в налоговой, а это значит возникновение необходимости раздельного учета прихода и расходов.

Только при раздельной документации всей деятельности некоммерческой организации, которая вправе заниматься предпринимательством, можно разделить целевые средства и средства, подпадающие под учет как прибыль.

Согласно требованиям НК РФ необходимо учитывать следующие моменты при формировании доходной базы предприятия:

  • Прибылью считаются только поступившие на счет средства;
  • Приходы являются объектом УСН;
  • В определении доходов необходимо учитывать перечень, приведенный ст.251 о целевых средствах;
  • Фонд капитального ремонта является прибылью;
  • Средства за представительскую деятельность организации не учитываются при определении общего размера налога.

Что включать в доходы при УСН?

Доходную базу при упрощенке формируют:

  1. Коммерческая активность:
  • Сдача помещений в аренду;
  • Начисление по процентам ценных бумаг;
  • Оплата и оказание услуг;
  • Проведение различных видов работ;
  • Прочие мероприятия.
  1. Оплата жилья и коммунальных услуг, однако, налогообложение данного вида прихода доступно оспорить в суде;
  2. Страховые взносы доступно включить также и в раздел расходы, при этом нет необходимости в каких-то особых действиях.

Такие доходы доступно использовать только с решения общего собрания всех жильцов дома.

Ведение бухгалтерского учета

Оплату коммуналки жильцам доступно выполнять в несколько способов:

  • Через банк;
  • Через кассу товарищества.

Законодателем допускается любая форма платежа с учетом определенных моментов:

  • При оплате непосредственно в организации должна выдаваться плательщику на руки квитанция и вестись книга кассового учета платежей;
  • Во всех операциях должен применяться установленной формы бланк;
  • В кассе может находиться только определенный остаток, все остальные финансы сдаются в банк.

Методики ведения

Для ТСЖ на упрощенке характерна исключительно фискальная типовая методика.

  • Реализуется она в следующий способ:
  • Сборы финансов от собственников имущества;
  • Начисление денег на капитальный ремонт;
  • Начисление сумм по оплате коммуналки;
  • Оплата по расчетам с поставщиками;
  • Начисление средств на обслуживание здания;
  • Начисление прочих необходимых расходов.

Проводки

В связи с небольшим количеством операций по деятельности товарищества используется с общего счета плана только 2 его вида, для этого применяются следующие проводки, отражающие начисление налога:

  • Кт 68 Дт 99 – по уже начисленному налогу;
  • Кт 51 Дт 68 – применяемый по уже внесенным финансам.

Для проводок по начислению минимального налога применяются следующие:

  • 1 Дт 99 Кт 68 суб., используется для одного финансового года по начислению минимального налога;
  • 2 Дт 99 Кт 68 суб., определяется в качестве суммы аванса на упрощенке или же для определения налога на данной системе.

Что такое регистры бухучета?

учетные регистрыРегистры – это составляющие бухгалтерской документации, дающие возможность сохранить и систематизировать все необходимые данные первичных бумаг.

Их основное предназначение отражение проведенных хозяйственно-финансовых операций в рамках организации, имеющихся на счетах бухгалтерии.

До 2015 года информация регистров считалась не разглашаемой.

Формирование регистров выполняется посредством определенной системы расположения данных:

  • Наименование регистра и его реквизиты;
  • Название хозяйствующего субъекта, от имени которого происходит формирование;
  • Период ведения и составления регистра;
  • Классификация всех, находящихся на балансе учитываемых объектов;
  • Информация о финансовых операциях – объем, валюта;
  • Указание ФИО лиц, занимающихся проведением операции;
  • Закрытие регистра происходит посредством указания ФИО, ответственного за заполнение лица и его подписи.
Важно помнить, что регистры применяются при ручном ведении бухгалтерии, в настоящее время существуют компьютерные программы для более удобного ведения бухучета на упрощенке.

Особенности и нюансы

  • Следует помнить, что переход на упрощенную систему доступен только по решению общего собрания и с начала финансового года;
  • Вести бухучет доступно в домашних условиях, появляясь в товариществе только для отчетности.
  • При обозначении налоговой базы членские взносы, пожертвования и сбережения на капитальный ремонт не учитываются;
  • Капитальный ремонт своими силами в балансе следует отображать в качестве текущего, но если в его ходе используется субсидирование в документации отображаются бюджетные льготы;
  • При принятии средств от владельцев, не состоящих в обществе, следует указывать целевой расчет по счету 86.

Для занятия выгодной позиции следует правильно учитывать всю прибыль и своевременно фиксировать страховые взносы и больничные для уменьшения налога до 50% на объекте «Доход», на объекте «Доход – Расход» можно получить больше выгоды, если товарищество производит больше трат, чем получает прибыли, тогда размер налога будет равен 1% от прибыли.

Заключение

Все тонкости ведения бухучета доступно понять только специально обученным людям с бухгалтерским или экономическим образованием, однако, если вникнуть в суть вопроса в желании докопаться до истины, то выполняемые бухгалтером операции можно понять и получить ответы на волнующие вопросы.

 

Ссылка на основную публикацию