Проверка кадастрового номера объекта недвижимости лично и через интернет — где и как?

Любому объекту недвижимости, расположенному на территории Российской Федерации, присваивается неповторяющийся индивидуальный номер, именуемый иначе кадастровый. Для чего он нужен, как его можно выяснить и какой орган занимается его выдачей, узнаем сегодня.

Когда нужно получать

Приобретать кадастровый номер нужно в следующих случаях:

  • При строительстве нового объекта недвижимости;
  • При обнаружении объекта, у которого таковой отсутствует;
  • При изменении технических характеристик прежней собственности.

В данной ситуации под объектом недвижимости понимается земельный надел, частный дом, квартира, хозяйственные постройки и прочее. Все они должны быть поставлены на учет в Федеральную службу государственной регистрации, картографии и кадастра (далее — орган Росреестра), где им присваиваются индивидуальные идентификационные номера, представляющие собой особый шифр, разделенный двоеточиями. При этом первое его число обозначает регион, второе – район местонахождения, третий – квартал и последний – уникальный номер. Код позволяет обнаружить недвижимость на специальной карте и даже увидеть, как она выглядит. Стоит отметить, что выдача номеров находится в компетенции кадастровой палаты, являющейся подразделением Росреестра. Именно она ведет специальный список, именуемый Государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН).

При изменении технических характеристик, например, разделение дома на части, повлекшее изменение площади дома, или строительство второго этажа, меняется и идентификационное число, далее происходит аннулирование предыдущей записи.

Запись, аннулированная ранее, больше не присваивается другим объектам недвижимости, вставшим на учет позднее.

Собственность, приватизированная до 2007 года, имеет условное обозначение. Связано это с проведением в этот период соответствующей реформы. Следовательно, определить по ним точную границу межевания не представляется возможным.

Нормативно-правовая база

  • Земельный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 года (далее – ФЗ №218-ФЗ);

и др.

Зачем нужно знать

Чтобы совершить юридические действия в отношении земельного надела или иного недвижимого имущества, необходима его регистрация. Иными словами, не имея идентификационное число, имущество невозможно продать, подарить, сдать в аренду, передать по наследству и прочее.

Кроме того, зная его, можно выяснить следующие важные данные (ст. 5 ФЗ №218-ФЗ):

  • Кадастровый и почтовый адрес;
  • Общую площадь земельного надела, прохождение границ со смежными участками;
  • Основные технические характеристики имущества, такие как площадь, этажность дома и др.;
  • Наличие наложенного обременения;
  • Удельную и общую кадастровую стоимость;

Оценка проводится независимыми экспертами каждые 5 лет. Значимыми условиями являются:

  • Общее количество этажей в доме;
  • Год его постройки;
  • Развитие инфраструктуры;
  • Расположение;
  • Наличие коммуникаций;

и прочее.

Знание такой совокупности чисел позволяет восстановить кадастровый паспорт при его утере.

Причины поиска

Информация такого рода необходима в спорной ситуации, когда неизвестен владелец, либо имеется задолженность по коммунальным платежам. Кадастровый номер помогает выяснить всю историю собственности, количество его владельцев. В случае решения вопроса о приобретении нового имущества подобные сведения помогут определиться с целесообразностью совершения таких действий. Именно по этим причинам эта информация находится в открытом доступе, и получить ее может любой обратившийся.

Кроме того, знание этой совокупности чисел позволяет увидеть расположение имущества на карте.

Как и где его можно узнать и проверить

Где узнать кадастровый номер объекта? Исходя из того, нужен ли Вам официальный документ, либо важна просто информация об интересующем имуществе, можно обратиться  в уполномоченные организации опосредованно через интернет (официальный сайт Росреестра), либо лично в следующие инстанции:

  • Органы Росреестра, осуществляющие постановку имущества на учет и выдачу таких шифров;
  • Многофункциональные центры (далее — МФЦ), оказывающие широкий спектр услуг, в том числе и предоставление выписок;
  • Кадастровую палату.
При смене владельца собственности номер не изменяется.

Способы поиска и проверки кадастрового номера объекта:

  • Личное обращение;
  • Письменный запрос;
  • Интернет — запрос.

Каждый из вышеперечисленных вариантов обладает своими достоинствами и недостатками. Так, например, явное преимущество интернет-запроса – быстрота его обработки (не более 15 минут), а вот к недостаткам относится отсутствие юридической силы ответа (в случае его получения в электронном виде).

Электронный запрос через интернет

Запросить информацию об интересующей собственности через интернет можно лишь при постановке ее на учет после 2000 года.

Сделать это можно одним из следующих способов:

  1. Посетить сайт Росреестра (проверка кадастрового номера объекта – платная);
  2. Задать адрес интересующего имущества;
  3. Заполнить бланк;
  4. Произвести оплату государственной пошлины;
  5. Получить запрошенные сведения на электронную почту или почтовый ящик.

На сайте также можно узнать и последнюю дату внесенных изменений.

Поиск по фамилии

В связи с тем, что встречается довольно много людей с одинаковыми фамилиями, узнать конкретное идентификационное число по ФИО не представляется возможным. Для получения такого рода информации, дополнительно требуется еще и адрес объекта.

Алгоритм получения

  1. Подготовить необходимый перечень документов, в который входят:
  • Паспорт заявителя;
  • Бумаги, подтверждающие право владения запрашиваемым объектом;
  • Доверенность (в случае представления интересов доверителя);
  • Квитанция об оплате госпошлины.
  1. Выбрать учреждение для подготовки запроса. Как мы уже выяснили, к ним относятся региональный орган Росреестра, Кадастровая палата, либо МФЦ. Бюро технической инвентаризации (далее – БТИ) также обладают подобными сведениями, однако не предоставляют их по обычному запросу граждан;
  2. Заполнить бланк заявления, который можно получить в уполномоченном органе;
  3. Получить выписку в установленные законом сроки (от 2 до 14 дней).

Скорость получения документа зависит от различных факторов: работы почты в случае интернет обращения и указания соответствующего способа доставки, а также деятельности органа, уполномоченного на предоставления подобного рода сведений.

На сегодняшний день величина платы за предоставление выписки из единого государственного реестра  для физических лиц составляет 200 рублей. Ее можно оплатить в любом отделении банка. Однако точный размер зависит от органа, в который поступило соответствующее обращение, и той информации, которую необходимо предоставить. Величина госпошлины устанавливается на основании Приказа Министерства экономического развития РФ № 291 от 10.05.2016 года.

Поскольку запрашиваемые сведения находятся в свободном доступе, то при соблюдении всех необходимых условий отказ в предоставлении выписок не поступает.

Особенности и нюансы получения

Трудностей в получении такого рода информации обычно не возникает. Индивидуальные особенности существуют в каждом органе, уполномоченном на предоставление подобных сведений. Нюансы возникают при уплате государственной пошлины, а именно отличается ее размер исходя из способа получения выписки (например, стоимость подобных услуг через интернет на 30% ниже) или той информации, которую необходимо получить.

Имеются свои особенности при поиске по фамилии владельца. Как мы уже выяснили, кроме ФИО важно знать адрес местонахождения интересующего имущества.

Действия при несовпадении номеров

Иногда возникает несовпадение идентификационного номера на имущество в различных документах (например, в кадастровом паспорте и выданном свидетельстве о государственной регистрации права собственности). В этой ситуации для начала важно проверить общее количество цифр, а также первые числа кода.

Если присвоенные числа абсолютно отличаются, скорее всего, одно из них является условно присвоенным. Это значит, что шифр был присвоен объекту ранее до постановки его на учет.

В этом случае юридическую значимость будет иметь номер, вписанный в кадастровый паспорт. Проверить это можно самостоятельно с помощью сайта Росрееста, указав в поисковой строке последнее число. Если выданный адрес полностью совпадает с адресом владельца, все верно.

В противном случае речь идет о:

  • Технической ошибке;
  • Объединении/разделении нескольких земельных участков в один без соответствующего оформления.

Для устранения неточности необходимо написать заявление руководителю регионального отделения кадастровой палаты.

Действия при отсутствии номера

Иногда идентификационный шифр может отсутствовать. Это обусловлено следующими причинами:

  • Строительством нового объекта, которое еще не прошло процедуру регистрации;
  • Технической ошибкой;
  • Выделением земельного надела без официального оформления;
  • Отсутствием своевременной постановки владения на учет;
  • Самовольным захватом муниципальной территории.

В этой ситуации действия необходимо начать также с интернет-запроса, однако в поисковой строке в виду отсутствия такого числа нужно вводить адрес местонахождения имущества. Если результат положителен, и номер найдет  – все в порядке.

В обратном случае необходимо провести межевание с предоставлением официальной документации в регистрирующие органы для постановки недвижимости на учет. При возникновении трудностей придется отстаивать свои права на объект через суд.

Заключение

Кадастровый номер недвижимости – значимый идентификационный признак, по которому можно выяснить важные технические характеристики объекта. При его отсутствии реализовать права собственности и распоряжения невозможно.